ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой требования к результатам и качеству образования. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться, т.е. не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств. НОВЫЕ ФГОС. Изменения в деятельности учителя:
Предмет изменений
|
Традиционная деятельность учителя
|
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
|
Подготовка к уроку
|
Учитель пользуется конспектом урока
|
Учитель пользуется сценарным
планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и
приемов обучения
|
Основные этапы урока
|
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое
количество времени занимает речь учителя
|
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины
времени урока)
|
Главная цель учителя на уроке
|
Успеть выполнить все, что запланировано
|
Организовать деятельность
детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
|
Формулирование заданий для детей
|
решите, спишите, найдите, выпишите, выполните и т. д.
|
проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите
символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод),
выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените,
придумайте и т. д.
|
Форма урока
|
фронтальная
|
групповая и/или индивидуальная
|
Нестандартное ведение уроков
|
–
|
Урок ведут два педагога, урок проходит с поддержкой
тьютора или в присутствии родителей обучающихся
|
Взаимодействие с родителями учащихся
|
Происходит в виде лекций, родители не включены в
образовательный процесс
|
Родители имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с
родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
|
Образовательная среда
|
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
|
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный
материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
|
Результаты обучения
|
Предметные результаты
|
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
|
Нет портфолио
|
Создание портфолио
|
Основная оценка – оценка учителя
|
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
|
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных
работ
|
Учет динамики результатов обучения детей относительно
самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
|
Изменения в деятельности ученика:
Предмет изменений
|
Деятельность
ученика до введения ФГОС
|
Деятельность
ученика после введения ФГОС
|
Вид деятельности
|
Пассивное слушание
|
Активные действия
|
Выполнение заданий по указанию учителя
|
Самостоятельный
поиск решения поставленной задачи
|
Работа с источниками информации по рекомендации учителя
|
Самостоятельный
выбор необходимых информационных ресурсов Использование интернет-ресурсов
самостоятельно
|
Фронтальная работа
|
Групповая работа
(свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе
|
Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь
|
Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.)
|
Учителем организована деятельность детей по выполнению
заданий из учебника
|
Учителем организована деятельность
детей:
• по поиску, обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
|
Взаимодействие
ученика и учителя
|
Пассивное принятие информации обучающимися;
|
Активное включение обучающихся в образовательный процесс;
|
От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто –
краткий ответ на поставленный вопрос учителя
|
Возможность вариативного
выполнения задания; свободно выражать
мысли, доказывать свою точку зрения, высказывать
мнения, противоположные мнению учителя
|
Адаптация к
школьному обучению
|
Уровень тревожности в адаптационный период повышен
|
Наблюдается снижение
уровня тревожности обучающихся в адаптационный период
|
Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца
|
Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель
|
Вид ведущей деятельности детей в период адаптации –
учебная
|
Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная
|
Результаты обучения
|
Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети
справляются в основном со стандартными заданиями
|
Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и
навыки, умеют применять знания на
практике, способны действовать в
нестандартных ситуациях
|
Оценка деятельности
|
Осуществляется учителем
|
Формируется адекватная
самооценка детей; знакомы с критериями оценивания, есть опыт самоконтроля и самооценки
|
Особенности работы с родителями:
Предмет изменений
|
Особенности
работы с родителями до введения ФГОС
|
Особенности
работы с родителями после введения ФГОС
|
|
Технология проведения родительского собрания
|
Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая
часть и анализ успеваемости)
|
Родительские собрания проводятся
с использованием передовых педагогических технологий, например,
проектной, исследовательской и игровой
|
|
Адаптационный период
|
Родители не участвуют в организации адаптационного периода
|
Родители
выступают в роли тьюторов:
• присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям;
• активно участвуют в организации подвижных игр на переменах;
• помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п.
|
|
Организация
внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся
|
Отсутствует
|
Родители осуществляют выбор
курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности
(дни и время) с родителями
|
|
Участие
родителей в проведении уроков
|
Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя(
|
Родители присутствуют на уроках
по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков
педагогами и родителями обучающихся
|
|
Совместная проектная деятельность
|
Отсутствует
|
Осуществляется партнерство "учитель
– родитель – ребенок"
|
|
Участие в праздниках
|
Родители выступают в роли зрителей
|
Родители
принимают участие в организации праздников, в ходе праздника
|
|
Информационное
взаимодействие "родитель – учитель – ребенок"
|
Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече
|
Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной
встрече.
|
|
Взаимодействие
в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная
почта).
|
|
|
|
Работа
ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы,
видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на
информационные ресурсы
|
|
Источник: http://www.zavod-komitet.edusite.ru/p38aa1.html |